Тематика научно-исследовательских работ направления связана с одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед гражданской авиацией, использующей углеводородное топливо повышением топливной эффективности q *, [пасс. км/г]. Для решения этой задачи возможны различные пути, включающие как глубокую модернизацию гражданских ЛА существующих схем, так и принципиально новые подходы.
Одним из возможных решений является создание адаптивных конструкций с использованием новейших материалов для создания самолета, способного изменять свою форму в полете. Рассматривается возможности деформации носовой и хвостовой частей крыла и стабилизатора, а также использование эффекта Коанда для увеличения подъемной силы на всех режимах полета.
Существенное повышение топливной эффективности самолетов может быть достигнуто использованием нетрадиционных аэродинамических схем, в частности, для схемы «летающее крыло». Основная трудность в создании таких самолетов связана с отсутствием достаточной статистической базы для проектирования. С этой целью проводятся параметрические исследования аэродинамики и конструктивно-компоновочных решений.
Оптимизация профилей полета гражданских самолетов, в том числе применение дозаправки в полете, позволяет снизить прямые эксплуатационные расходы и повысить топливную эффективность транспортных самолетов.